litchnost

Абхазия, поход на озеро Рица, ч.1. Юпшарский каньон - Гегский водопад - гора Пшегишхва

Это был один из 3-х самых экстремальных походов, в которых я побывала лет за 7-8 моих «диких» трекингов по горам — при том, что мы впервые шли не по распечатанным маршрутным листам, а по gps-меткам.

...Всё началось с того, что куда ни глянь, при составлении маршрута поездки по Абхазии я тут и там натыкалась на Большую Рицу как самое красивое, что там есть. И самое сакральное — по историям о Сталинской даче и «арийских» поисках Аненербе. Ну а когда мой брат добавил, что там рядом есть еще Малая Рица и гора Пшегишхва, на которую «вот бы забраться», и мечтательно закатил глаза — всё. Я решила непременно все это увидеть, и не с экскурсией (на которой тебе дадут от силы пару часов свободного времени), а в свободном режиме пешего туристического маршрута.

озеро Большая Рица

Мне повезло найти подробнейший маршрут на 4 дня (второй такой длинный в моей жизни), с описанием ключевых поворотов, топографической картой и gps-метками всего маршрута. И хотя погоду на всю нашу неделю в Гаграх и всей Абхазии обещали с ливнями, мы решили планов своих не менять.

Итак, проболтавшись  пару дней по Старой Гагре, отмокнув в море и побродив по кафешкам на набережной, узнав, что таксисты берут за доставку к началу маршрута непомерно много (минимум 1000 за двоих до Юпшарского ущелья и 2000 назад от Рицы, и это по изумительному асфальту в гораздо более мягком варианте «серпантина», нежели Ялтинская троллейбусная (!!!) трасса), мы договорились с турагентством. Вышло чуть дороже, около 4000 за двоих — но зато с экскурсией туда и обратно, причем обратно — с заездом высоко в горы, на минеральные источники, водопады и урочище Пыв.

ДЕНЬ 1.

В 8 утра мы сели на автобус, единственные с мощными рюкзаками :)) из всей группы и поехали «на экскурсию».

В кавычках — потому что сперва шла череда дегустаций нон-стоп: вино, чача, сыры...

Впрочем, как готовят в Абхазии сыр (на наших глазах) — было интересно, и очень просто. Хочу теперь сама попробовать такой сделать.

Ну а потом нас-таки доставили на точку №1 — Голубое озеро. Говорят, вода там самая обычная — чистая горная. Просто озеро глубокое и вот так в нем отражается солнце, что получается такой цвет. Но — красиво, конечно.

Голубое Озеро

Почти сразу после него мы въехали в ущелье вдоль речки Юпшара (рядом с порогами которой Вуокса — сущее дитя). Скалы над нами справа и слева были такие, что на одном из поворотов трассы, говорят, скалу сняли как замок Кощея Бессмертного :)) Но мы пролетели ее слишком быстро и заснять не успели. И — вот уже точка нашего с Мишей старта, Юпшарский каньон:

Как-то не вышло у меня с фоткой, но мне было не до них — каньон реально крут, и фотоотчет интересовал меня мало :))).  Отсюда мы забрали рюкзаки и пошли назад по трассе, к повороту на Рейхенбахский, в смысле Гегский водопад. А автобус направился прямиком на Рицу.

Я уже писала в заметке про Гагры, что там молнии сверкали вовсю, а дождя не выпадало ни капли — зато здесь, не прошли мы и 20-ти минут, ливануло так, что пришлось закутаться в дождевики, спасая рюкзаки, ну и себя маленько:

Мы прошли так еще минут 20 и поняли, что надо спасаться: тропический ливень — это серьезно. И — ура! — почти сразу увидели у дороги указатель «Место для пикника» и за ним — крышу. Однако «в домике» уже кто-то был...

Нас тут же позвали к роскошному национальному столу — оказалось, медики Пицундской горбольницы отмечали День медика. Ну а гости для горцев — это святое, так что нас согрели, накормили шашлыками с ткемали и хачапури... и тут ливень прошел, мы попрощались и пошли дальше.

Указатель на водопад пройти невозможно. Мы свернули с трассы и пошли по горному серпантину вверх. Некогда отличному гравийному, а сейчас совершенно убитому — остатки советсткой эпохи, увы, тут просто изнашивают под ноль, и сейчас здесь разъезжают только джипы экстрим-туров. Ну и ходят такие как мы.

А в горах там красии-вооо! Пара поворотов — и смотровая площадка на горный водопад, еще пара — и снова... Горные реки в этих краях не пересыхают на лето, как в Крыму — они бурные и полноводные, их много, и каскады кипящих водяной пылью водопадов встречаются повсеместно.

Один из Гегских водопадиков

Видно не очень (водопады вообще нужно как-то по-особому снимать), но вид это был величественный, так что просто поверьте на слово. Грохотала вся эта вода весьма нехило :)). Еще несколько часов по широкому серпантину, и — вот он — Гегский водопад!

Не впечатляет? Ну, я же предупреждала... Вообще-то он целых 70 метров (видите мелко-мелко пару людей рядом с ним?), и именно он в фильме про Шерлока Холмса снят как «Рейхенбахский» в схватке с Мориарти. Теперь оценили его красоту, вспомнили?

Но, если честно, мы оба ждали большего. Во-первых, по фильму, где он просто бесконечный и падает в пропасть. А на деле...

Нету тут никакой пропасти :(((.  И чтобы понять, как же она была снята, мы дома пересмотрели эту серию и все секретики разобрали :)).Одно скажу: оператору — респект! Здорово выкрутился. А во-вторых, у меня с детства осталось воспоминание, что у водопада в июне лежал снег, настолько ледяная была вода. И я ждала этого чуда снова — но увы!..

Впрочем, брызги от него летят так далеко, что уже метрах в 20-ти от него через минуту ты будешь мокрый, и мощь в нем, стоит подойти поближе — реальная! Он прекрасен объективно. Нам всё испортили наши завышенные ожидания :)).

Напротив водопада, по другую сторону Геги, вытекающей из него, стояло кафе и его хранители любезно разрешили нам поставить на их землях палатку. Так что первую ночь мы провели с комфортом, даже с шиком — на водопаде!

Снято с места нашей ночевки

ДЕНЬ 2.

А с утречка по висячему мостику переправились к водопаду снова и пошли вправо: с нашей стороны дорога вскоре обрывалась недостроенным горным тоннелем (привет СССР!).

Гегский водопад

Тропинка там была уже не дорогой, но все де вполне такой приличной для комфортного трекинга. Инструкция говорила, что через пару км через Гегу есть трос и рядом брод, но увы! — ливни (которых не было в Гагре, но все они определенно выпали здесь) подняли бурлящий поток так, что пришлось идти еще +2км до моста. Хмм, «моста»... Это он на метках так назывался, а реально это было вот так:

Мелкая Гега и груды каменюк на ее дне щекотали нервы устойчивым пониманием, что падение чревато переломами, и оттого даже по такому бревну идти было, ммм... некомфортно. В конце моста, на сохранившемся небольшом деревянном настиле, у нас случился обед. А дальше...

Оооо! Незабываемо. Там, на другом берегу, явно сто лет никто не ходил. То есть все нормально ходили в сухую погоду через брод. Потому что прямо с моста мы нырнули в... в Пандору! Только зеленую. Лопухи и папоротники — почти в рост человека:

И, как оказалось, крапива тоже... Но зрелище было столь непривычное и космическое, столь отбрасывало к фильму «Аватар» нас обоих, что мы были в восторге и ожогов крапивы почти не замечали. Тем более, что река — вот она, и даже без тропы перед глазами заблудиться не возможно. Ну а когда мы дошли до «домика» (следующей метки маршрута), нашей радости и вовсе не было конца: всё четко, тайминг почти по плану... ну и крапива кончилась, началась снова нормальная приятная знакомая тропа.

От домика мы покинули Гегу и полезли вверх, по горному серпантину: Гега — это метров 500 над ур.моря, а гора Пшегишхва, как я обнаружила здесь на карте... эээ... ой! — 2.300. Упс! Мой максимум был крымские горы, 1250 (Ай-Петри). Ну, ладно, поздняк метаться, полезем на 2.300.

Семь поворотов серпантина были длинными, но понятными. Что внушало оптимизм. Но затем тропа вдруг неожиданно исчезла, нырнув в очередную «Пандору», но на этот раз не узенькую, между рекой и склоном горы, — а безбрежную...

Она была не слишком высокой, но нервировала без конца пропадающей тропой. А уж когда перед Мишей мелькнула гадюка... мда. Он сделал палки, стал шуршать перед собой, и мы пошли медленнее. Через полчаса пандорские восторги улеглись, еще через 15мин от них осталась одна усталость, которая быстро сменилась тревогой — ведь тропы не видно, никаких признаков ожидаемого «разрушенного балагана» впереди — тоже, и никакой смены ландшафта с возможностью осмотреться и передохнуть (гадюки же!)...

Впрочем, через час-полтора мы таки на балаган вышли (уфф!). По одним gps меткам, без видимых ориентиров, идти все-таки нервозно. Балаган был и правда бомжеватый, подходить к нему мы не стали (хотя так надеялись там отдохнуть с комфортом!). И тут! снова-здорово: опять ливануло. Слава богу, таки деревья здесь укрывистые, и на полянке у балагана под одним из них за час ливня мы и перекусили, и повалялись на пенках,передохнув малость. Как и накануне, через час ливень прошел и дальше весь день была хорошая погода.

Вот только от полянки снова началась «Пандора», на этот раз настоящая, по плечи. А следующая метка на карте километров через пяток гласила: «конец заросшей тропы». Несколько километров без единой точки опоры, в крапиве по плечи и литром воды на двоих? Это уже не экстрим, а просто трэш. Выматывающий, жалящий и мокрый.

Мы шли бесконечно. Тупо. С потерей всех инстинктов. Часа через три уже было наплевать на крапиву и царапающие порой ветки (ноги-руки голые). Чхать на змей (мне). Я шла как узник Освенцима, в полном отупении от однообразия ландшафта, и только то и дело поглядывала на навигатор: мы должны были идти четко по красной полосочке между метками.

В какой-то момент одна моя рука сделала отряхивающее движение по плечу другой, и в голове появилось одно слово: «Клещи». Но даже на этот новый раздражитель реагировать не было сил. Клещи, и ладно.

А Миша, похоже, тоже устал. Часа в три дня (мы начали путь в 8 утра) мы посовещались и, глядя, что наша дорога делает нехилую петлю, которую можно срезать, если уйти с нее резко вправо, мы решили рискнуть: навигатор ясно давал понять, что через 200 метров, пусть и по крутейшему склону, но эта чума кончится и нас ждёт нормальная трекинговая тропа — единственный предмет наших желаний.

И мы полезли. Миша в кроссовках, я в любимых сандаликах (всегда в них ходила по горам в Крыму!). Оба в шортиках и маечках. С рюкзаками. Меньше литра воды на двоих. Склон минимум 45 градусов. И скользкий после недавнего ливня...

Каким чудом Миша карабкался вверх аки Тарзан? Не понимаю. Человек-паук просто какой-то. Ну или всё дело в кроссовках. Потому что скоро мне уже мало помогало подтягивание за ветки и корни, я просто скатывалась, оскальзываясь, вниз. И Миша, поднимаясь на пару метров, стал протягивать мне свою палку и буквально подтягивать меня к себе. Метр за метром вверх.

И ни малейшей приступочки, где мы могли бы отдохнуть — только крутизна, выше и выше. Бесконечная!!! Раз за разом, проходя никак не меньше метров 50-ти, мы видели  10 на навигаторе. Эти 200 метров вверх мы шли... ползли... подтягивались... ТРИ ЧАСА, и через три часа у нас впереди было все еще больше 50-ти метров.

И — о, чудо! — сбегав без рюкзака вперед на разведку, Миша обнаружил поблизости крошечный уступ, буквально «ласточкино гнездо», между спуском вниз и новым подъемом вверх. Утыканное острыми камнями, размером едва под нашу палатку, оно стало нашим приютом на вторую ночь. Миша нарубил лопухов, чтобы как-то смягчить каменистое ложе, мы сняли друг с друга в сумме 7 клещей и заснули без задних ног...