Елена Шандрикова (litchnost) wrote,
Елена Шандрикова
litchnost

Categories:

ДВЕ ИНДИИ: ужасная и духовная. Наблюдения путешественника. Дели-Варанаси-Каалькутта-Пури-Путтапарти

"Ну, как ты съездила? Хорошо отдохнула?" - этот вопрос мне задали почти все, едва я вернулась из путешествия по Индии (дикарем, между прочим!). И именно этот вопрос, такой обычный для 99% стран, всякий раз ставил меня в тупик.
Потому что "хорошо отдохнула" - это вообще не про Индию. Так может спросить только тот, кто там не был.

Во-первых, потому что Индия разрушает все мыслимые стереотипы европейского туриста, и именно с туристической, видовой точки зрения шокирует, причем в самом плохом смысле. Какой уж тут "отдых"...
А "достопримечательности" любого из городов на мой, быть может излишне разборчивый вкус искушенного Питерца - не впечатляют. Во всяком случае, не настолько, чтобы стоило ради них ехать так далеко.

1. ИНДИЯ ТУРИСТИЧЕСКАЯ: странная и ужасная


Храмы Индии слишком не похожи на наши. И хотя есть те, которые снаружи очень красивы - внутри статуи божеств сделаны настолько фарфорово-кукольно, что вызывают у туриста скорее недоумение, чем хотя бы какие-то религиозные переживания:

Плакаты-открытки их гораздо более симпатичны, понятны и притягательны. На мой взгляд.
Конечно, справедливости ради скажу: наши иконы тоже весьма и весьма стилизованы, и тем же индийцам, думаю, так же трудно увидеть в них возможность переживания контакта с божественным, как нам - в их статуях.

Хотя... была одна статуя, в Бхубанешваре, которая всякий раз, когда я проходила мимо нее, трогала меня до глубины души. Это статуя Ханумана, похожая вот на эту:

В открытой груди сына бога Ветра и царя обезьян - Рама и Сита. Те, кому он был предан абсолютно. Кому знакомо содержание "Махабхараты", думаю, меня поймут. Не знаю, существует ли в мире история другого существа, которое было бы предано богу сильнее, чем он. И эта, вот такая тотальная любовь - трогает.

Ну, одним словом, ничего особенного такого в архитектуре Индии я не увидела. Хотя мы были аж в 7 городах: Дели, Варанаси, Каликутте, Пури, Конарке, Бхубанешваре и Путтапарти:

К храмам быстро привыкаешь. Жилые дома... бррр... Порой красивее и много чище в глухой деревеньке, чем в любом городе, от Дели до Варанаси. Их крепости - ну, крепости как крепости. Парки в основном скромные, никакого тропического буйства. Фруктового изобилия особо и нет, овощное слишком специфично, я всех этих штук не знаю, да и приготовить в гостинице негде.
Мечеть Джама-Масджид в Дели, забитая туристами? Океан в Пури (восточный берег, штат Орисса), в который можно зайти только в полной одежде, а плавать нельзя, т.к. течение даже в прибое сбивает с ног?  Величайшие индийские храмы, вроде Лингараджа в Бхубанешваре и храма Джаганатха в Пури, куда не пускают белых? Ну, не знаю.
Даже храм Солнца в Конарке, украшенный эротическими барельефами со всех сторон, подобно Коджурахо,,, ну, ей-богу, что в нем особенного? Уже через 10 минут они все приедаются, а сам комплекс в целом определенно не стоит 250 рублей за вход, больше часа там просто нечего делать.

Впрочем, мы многое увидели, посмотрели, и фоторассказ во всех деталях туристических впечатлений, все-все наши фотографии с поездки с описаниями, я выложила здесь.

Но честно говоря (интересно, почему об этом никто не пишет?), дело даже не в этом.
А в том, что первые 3 дня культурный шок у меня был так силен, что эскурсионные красоты пробивались к мозгу как сквозь туман.
Потому что кругом грязь немыслимая, горы мусора вдоль многих обочин, а хоть малость с проспектов в улочки и вовсе стоит подумать, прежде чем заходить. И если днем еще между лужами, кучами мусора, а во многих городах и коровьими лепешками пройти как-то можно, то вечером, в темноте, та же дорога превращается в кэмэл-труфи. Который мне решительно не понравился.
В Варанаси...
О, боже, ЭТО ЖЕ ВАРАНАСИ!!! Духовное сердце Индии! Здесь каждый, кому посчастливится просто умереть - достигает освобождения! Здесь есть храм Каши Вишванадх с саморожденным лингамом Шивы! И тут - самая святая часть Ганги!!!!!
- так вот в этом самом Варанаси первые полдня, в нашу первую прогулку по гхатам набережной, мои волосы шевелились от дикого ужаса, и я едва успевала прыгать козой через бесконечные кучи дерьма всех видов (увы, не только коровьего). И кучи мусора. И коз-коров-собак-овец. И струи-потоки воды, которыми с утра смывают со ступеней прямо в Ганг всю грязь. И вздрагивать всякий раз, видя как мужчины и дети практически не стесняясь, только отвернувшись, писают у стен.
И шарахаться от бесконечных предложений всевозможной помощи (за бакшиш) на набережной и рикш, каждые 2 минуты лихо тебя подрезающих и предлагающих свои услуги. Весьма недешевые, между прочим! Не каждый рикша поедет даже 2 км за 30 рупий (30 рублей). Обычно - за 50. А 10 км уже таак много, что будьте любезны отдать 100. Цену, конечно, сбить можно. Но торг будет долгим, они будут упираться до последнего... И уже день на 10-й я просто шарахалась от них, так они все надоели.

А еще ведь есть автобусы, в которые местные стремятся зачем-то набиваться как кильки. И к рикшам тоже. И в вагоны поездов. И даже на даршанах (службах в храмах), где полно свободного места, они будут садиться так кучно, что никому не пошевелиться. Но вот такая у них культура кучная. Нравится им это, похоже...
Впрочем, об индийцах я нашипу как-нибудь в другой раз.

Так вот: если вы НЕ сможете пройти сквозь пелену вот этого культурного шока, абстрагироваться от бытовых неудобств и увидеть глубже - это будет очень грустно.

Потому что той самой Индии - настоящей: чарующей, открытой, веселой, умеющей Жить и Радоваться каждому дню вопреки всему, неунывающей, истово-религиозной, манящей, вечной, умиротворяющей, заботливой, нежной, той самой, где Божественная помощь разлита в воздухе, и стоит только задать в голове вопрос - как приходит ответ, той, где разрешаются самые трудные вопросы твоего личного бытия и где сами собой исполняются самые невероятные желания... Вот этой Индии вы так и не увидите.
Собственно, я вообще глубоко убеждена:
ехать в Индию, не имея внутри себя вопросов, которые жаждете разрешить
(как минимум о боге, смысле жизни, предназначении и т.д.),
ехать только ради туристических впечатлений -
всё равно что айпадом забивать гвозди.

2. ИНДИЯ МИСТИЧЕСКАЯ: та самая, притягательная и волнующая
Так что же так цепляет в Индии многих людей, что они затем снова и снова стремятся вернуться сюда?

Расскажу о себе. "Культурный шок" у меня сошел на нет уже к концу 3-го дня. То ли я попривыкла, то ли "ужасного" мусора действительно стало меньше, но уже скакать сайгаком после не приходилось. И... вдруг все те самые, важные ощущения вдруг нагнали и заполнили собой всё. Это было так, как смотришь вроде на хаотичный рисунок, а потом расслабляется зрение и вдруг видишь величественную голограмму. И вроде хаос и мусор остались - но теперь они вопринимались бэквокалом, где-то на периферии сознания. А по-настоящему ты теперь начинаешь видеть своей душой - ее душу, душу Индии.

ВАРАНАСИ...
Это, в первую очередь, Мать Ганга. Еще полдня назад это была просто река, самая обычная вроде, если смотреть беспристрастно.
Но если Индия открыла тебе свое сердце, ты уже не сможешь быть беспристрастной. Когда от сердца к сердцу - это всегда таинство. Тебя чарует ее разворот вдоль всего города, благодаря чему в любой точке на берегу ты видишь сразу весь город, от края до края. И дальний берег, завораживающе-пустынный... Да, конечно, он просто затапливается рекой в половодье, вот и пуст, но это если смотреть только глазами. А сейчас ты смотришь туда, и в голове сами собой исчезают все мысли, вся суета, и остается здесь-и-сейчас. И это мгновение, в котором ты - оно словно зависло тягучей каплей в Вечности...

Никогда не умела медитировать, даже 10 лет в йоге не помогли. Но сейчас медитация случилась сама - ты ничего не делаешь, это просто с тобой случается, и время останавливается, и ты сидишь... молчишь... и смотришь. И не хочешь ничего больше в этот момент.
Мы с Мишей (кто не знает, это мой муж, мы женаты больше 20 лет и в этот раз в Индии были вдвоем, но т.к. это мой блог и мои впечатления, я и пишу от себя и о себе :))... Так вот мы с Мишей из 2х дней в Варанаси в сумме провели так, наверное, половину времени. Пройдем немного по гхатам, и вдруг остановимся и "зависнем", каждый в своем... И, кстати, мы видели многих белых туристов разных стран, которые тоже сидели неподвижно и смотрели на воду...


Еще Варанаси - это опыт переживания Смерти. Подлинного переживания. На самих кремационных гхатах можно сидеть только близким усопшего, и то только во время его кремации. Но чуть дальше могут сидеть и смотреть все, это не запрещено. И многие сидят, и смотрят, и молчат... Кто-то даже в "лотосе".
Кремация идет 2 часа, а люди здесь явно умирают гораздо чаще. Поэтому то и дело под барабаны и пение "Рам, Рам" группы мужчин несут очередное пышно украшенное тело на носилках прямо к воде, обмачивают в ней ноги усопшего и кладут носилки "в очередь". Служители гхата неторопливо собирают очередной погребальный костер "квадратиком", затем носилки освобождаются ото всей красоты, оставляют тело лишь в белом саване - и кладутся на будущий костер. Сверху добавляется еще 2 ряда толстых дров - и всё. Поется ли "Ом намах Шивайя", как я много раз слышала по ТВ, я не знаю. Если и поется, то только в момент поджигания костра, может, три раза. Потом служащий уходит работать дальше, а родные садятся на специальное место со скамеечками (кстати, только мужчины, женщин на кремации нет) и молча смотрят... Вот и всё. Догоревший костер (пепел и несколько головешек) просто смывают потом из шланга в реку.

Но, это если смотреть глазами. Но глазами тут не выходит, слишком всё это берет за душу. И как-то само собой в голове начинают течь мысли о смерти, размышления разные, и плавно так, покойно...
Я смотрела... И поражалась. Тому, с какой чистотой все это проходит, с каким бесконечным уважением к ушедшей жизни. Как придуман этот костер так, что вроде вот он, прямо рядом, и щелей полно - но ты не видишь самого горения тела. В какой-то момент саван снизу плавится, и через минуту в небо вздымается столб дыма. Но он есть каких-то 3-5 минут, и почему-то уходит прямо вверх, и нет запахов, которые я так боялась учуять... И саван, это же просто ткань - плавится только снизу. И ты так и не видишь под ним тела, только саван. И когда, наконец, сгорает и он - ты видишь даже не скелет. А мумию. В точности как в Эрмитаже. И понимаешь как-то особенно, пронзительно-ясно: всё. Точно всё, окончательно: человек этот и правда умер. Его больше нет.

Я помню, как хоронили одного близкого мне человека, и как я никак, никак не могла до конца поверить, что он и правда умер. Потому что он словно спал, и был как живой. И закрывать его... мне казалось, это чудовищно, это же может быть ошибка (у меня в роду была женщина, заснувшая летаргическим сном надолго, ее тоже чуть не закопали)... И я потом полгода не хотела никого видеть, не могла примириться с утратой. Вот именно с тем, что я видела его как живого последний раз. Не было смерти, не было ощущения... Не знаю.
А тут ты два часа сидишь, и смотришь, и думаешь, и прощаешься. И видишь: горит - а он не встает. Значит, это правда?  Значит, он ушел и не вернется? Значит, в этом теле его самого уже нет? И когда саван сгорает и ты видишь мумию, на вид уже такую древнюю, черно-обугленную - совсем не того человека, которого туда положили, вообще другое существо, ты понимаешь: и правда нет. Он ушел. Вот эта мумия - в ней нет того, кого я любила... И ты как-то само собой вдруг смотришь на небо, и понимаешь: теперь он - там... И как-то само собой ты чувствуешь всей душой, что смерти на самом деле нет, просто человек как бы переплыл Ганг, и теперь живет на Том берегу... А смерти - нет...



ДАКШИНЕШВАР (Калькутта)
Я не уверена, что Большой Храмовый комплекс богини Кали в Дакшинешваре, на окраине Калькутты, подарит какие-то душевно-духовные переживания европейцу, ничего не знающему о богине Кали, индийском святом и аватаре Шри Рамакришне Парамахамсе и его самом известном ученике Свами Вивекананде. Хотя сам комплекс хорош, он большой и весьма необычный. Туристически интересный. К тому же тоже стоит на Ганге. Точнее, на притоке Ганга, реке Хугли - но местные ее тоже считают за Ганг :).

Но я знаю, что последователей у Шри Рамакришны очень много. И что сам Ауробиндо, тот самый, открыто говорил о нем как своем гуру, и что ту самую интегральную йогу ему "надиктовал" он, Рамакришна. Потому что именно Шри Рамакришна первым (и единственным!) последовательно исповедовал индуизм, христианство и мусульманство - и достиг Бога, и заявил, что все три раза это был один и тот же бог. А значит - бог един, просто к нему есть много путей. Сегодня это слышали все. 100 лет назад об это первым заговорил именно он, и говорил всю жизнь.
Так что я знала, куда и к кому еду - к Рамакришне, своему первому духовному учителю.
Тому, кто открыл мне, что с богом можно общаться так же свободно, как с человеком.
А еще то, что ничья любовь, даже самого любящего мужчины или родной матери, не сравнится с тем, как любит тебя бог.

Но так так вот уже больше 10 лет, как я иду своим путем, я искренне считала, что "просто везу сюда мужа", это Миша хотел поехать сюда так пылко, что получилась эта поездка. И вот я его привезла (как самому поехать в Дакшинешвар, я подробно рассказала здесь).
И думала, что теперь 3 дня просто буду гулять, ходить по храму, спускаться к Гангу - и всё.



Но мы никогда не можем загадывать наперед, когда приезжаем в Индию. Она как будто думает сама, и у нее всегда есть свой план на твоё время :))). Мне друг в Питере рассказывал, как сам сюда приезжал - и всё говорил: "Мать Кали... А Мать Кали...". Думала, у него просто склонность есть к индуизму, вот его и законнектило так :)). Но я-то не такая, у меня уже свой гуру есть 5 лет...

Но... Вдруг взгляд останавливается на простом изображении, и что-то происходит не понятно где - а просто ты не можешь оторвать взгляд, и почему-то начинают течь слезы, и ты ловишь себя на том, что опускаешься на пол и припадаешь, и разговариваешь мысленно... Да так жадно, словно вы сто лет не виделись, и ты так ждала, и эта встреча тебе так нужна...
А эта черная маленькая богиня с ожерельем из отрубленных голов и высунутым языком, с которого капает кровь человечества, стоящая на теле мужчины (Шивы, ее мужа) - она... она твоя... МАТЬ. Божественная мать. Которая разрушает, да. Но также точно, как Природа разрушает листву осенью, чтобы напитать землю и весной дать начало многим новым жизням. Она разрушает всё отжившее, всё ненужное. Все препятствия. И те, которые мешают тебе в твоей жизни - тоже. Нужно просто попросить Её...

Как это возможно? У меня дома даже ее изображения никогда не было. Она никогда мне не нравилась. По крайней мере, из всех богинь индийского пантеона она - меньше всех.
И вдруг она сама ко мне пришла. Сама. Вдруг. Так неожиданно... И затопила мое сознание...
И целых три дня во мне жили только Ганг, и Миша, и Мать... И Она - в первую очередь...

Впрочем, ведь у каждого свой опыт, и потому я даже не хочу говорить, в каком именно месте всего комплекса со мной это случилось. Потому что это совсем не суть. У каждого это будет место своё.

И Миша получил в Дакшинешваре совсем иной духовный опыт.
Там ведь еще и жил Рамакришна - он был брамином и служил службы в храме Кали, с этого всё и началось... И там есть его личная комната, и место, где он проповедовал и встречался с учениками, и крошечная роща Панчавати с прудиком, полным цветущих лотосов, и Ганг, прекрасный в любое время... И много еще чего.
Фоторассказ про всю нашу поездку, в т.ч. Дакшинешвар в картинках - см. здесь.

ПУРИ-КОНАРК-БХУБАНЕШВАР (штат Орисса, или Одиша, бенгальский залив Тихого океана)
А вот это уже места, вобщем-то, экскурсионные. Здесь (по крайней мере, в Пури и Конарке) много туристов. Правда... белых мало. Индийцы. Европейцы явно не жалуют восток Индии.

Пури. Миша, конечно, влюбился в океан с полувзгляда :)). Дикий, могучий, он даже там, где прибой едва виден, ощутимо силен, бьет по лодыжкам. А уж если зайти по пояс... Взрослые мужчины падают почти с каждой волной. И плавать запрещено - в миг уносит в океан. Так что здесь совсем не Гоа. Ну, и никаких оголений, заходят в воду в одежде.

Еще Мишу вдруг бесконечно впечатлил храм Джаганатха. Без сомнения, он самый-самый известный в Индии (этому богу). Но мы практически ничего о нем не знали, даже картинок не видели. Да и не пускают туда белых. Но вот словно ему нашептал кто на ухо, так его потянуло туда поехать, И при том, что мы видели только крошечную часть крыш (с площадки библиотеки напротив) - этот храм остался одним из сильнейших его впечатлений от Индии...

А у меня ни Пури, ни Конарк никаких особых впечатлений не вызвали. Полтора дня чистого релакса и любования удовольствием, которое ото всего этого получает любимый.

Конарк, который стоит тоже прямо на океане, едва ли не полностью состоит из комплекса древнего Храма Солнца, того самого, что в эротических барельефах - нас обоих не впечатлил. По фоткам мы ждали большего...



Бхубанешвар, столица штата и горд 1000-чи храмов в переводе, и правда имеет весьма интересные храмы. Именно там был храм Ханумана, который я упомянула в начале. Но сам как город... так себе. Да и не туристические это, в сущности, места! Индийцы там найдут много чего такого, что дорого их сердцам, это да. Но не мы.

И все-таки этот город стал моим еще одним потрясением.
Как и Путтапарти после него, еще раз (я уже была там в 2010-м, об этом я писала в "Как поехать в Путтапарти", "Что такое Даршан Саи Бабы" и "Два Путтапарти").

Но только это все еще для меня настолько трепетно и важно, что, простите, о подробностях я умолчу.
Скажу лишь, что за эти 3 недели я впервые ревела в голос, причем столько раз, что, мне кажется, я в жизни столько не плакала. Последний раз (и это был просто апофеоз!) - когда в Бангалоре меня не посадили в самолет в Дели. А из Дели через 5 часов у меня были еще три рейса, до самого Питера, и денег нет, и телефона-интернета, и тел.карточки не продаются, а выйти из аэропорта можно только на самолет (таковы правила!)... Это было что-то!

Но в какой-то момент ты вдруг говоришь себе: "Да что же это такое? Что происходит?!" - и получаешь ответ... И это ответ на твой же вопрос!
О том, почему ты не умеешь проживать жизнь как радость, и что делать, и где "зарыта собака"... Ответ в иллюстрациях. Крупно, пошагово - что не так, где в какой момент совершается ошибка, как отличить, что изменить - всё-всё!
А чтобы уж наверняка дошло, эффект заполировывается знакомством с семьей браминов, самых настоящих! И один говорит тебе такое... А второй... А третий...

И три дня, попеременно, в слезах отчаяния от нелепо-безвыходных ситуаций - и инсайтов от встреч и бесед с браминами... И открытия, одно за другим... И все это тут же, в практике будней, ты пытаешься применять - и получаешь удивительный, бесценный опыт...

Нет, Индия - она ни на что не похожа! Может, это не страна вовсе, а живое высокодуховное существо?..


А потом ты приезжаешь в ашрам Саи Бабы в Путтапарти...

И целых 10 дней получаешь ответы на остальные свои вопросы.
Как жить на земле, а не витать в облаках? Как вернуть свою энергию, которая давно ушла куда-то и не вернулась? Как наблюдать за собой, быть здесь и сейчас, как перестать вечно думать, даже когда не хочется - и научиться думать только когда надо, и отключать ум, когда не надо? Как обрести уверенность в том, что делаешь и особенно - в том, что еще только задумалось сделать?.. Да и надо ли всё это, есть ли смысл?
А главное, самое главное: как обрести глубокий контакт с богом в своей душе и потребность общаться каждый день...

Так вот: я получила ответы на ВСЕ эти вопросы. И это - огромное чудо, и ценность невероятная, и то, о чем говорить вслух я еще не готова - мне хочется пожить в этом, пока самой...

Впрочем, дело ведь не в моих ответах.
А в том, что

  • если вы берете с собой вопросы, которые вас волнуют,

  • и едете в места, которые для вас святы (не обязательно в Индии, кстати!),

  • и хотя бы неделю целыми днями сидите или бродите в одиночестве, размышляя или просто впитывая Мир вокруг здесь-и-сейчас,

  • и, конечно же, просите, нет - призываете - бога вам помочь -

то с вами начнет происходить нечто, плохое или хорошее на первый взгляд, но в итоге всё это вместе выстроится в цепочку бесценных жемчужин опыта. Жемчужин Ответов - лично для Вас!

Мои другие рассказы и фотоальбомы (с описаниями) об Индии:

ФОТОрассказ об этой поездке
1) о нашем путешествии по маршруту Дели - Варанаси - Калькутта - Пури - Конарк - Бхубанешвар - Путтапарти,
2) в том числе ПОДРОБНАЯ экскурсия по Дакшинешвару и Белур-Матху

(всего 450 снимков) - здесь:
http://vk.com/album3299419_214470328
*******************************************************

Рассказы об ашраме Саи Бабы в Путтапарти:

КАК ПОЕХАТЬ В ПУТТАПАРТИ ПЕРВЫЙ РАЗ /пошаговая инструкция/

Два Путтапарти, или мои впечатления от поездки в ашрам (там же ссылки на фотоэкскурсию по ашраму)
Что такое даршан Саи Бабы

Эпилог.
В день моего отъезда домой моя соседка принесла вот эту распечатку... и подарила мне.
И когда меня не пустили тем же вечером в самолет, и я выла от ужаса и непонимания, что делать, на весь аэропорт - именно эта распечатка успокоила мой ум и стала сперва лучиком надежды на помощь, а потом и взрывов горячей благодарности, когда эта помощь пришла.

И дома, кому бы я ее не показала, даже без моего рассказа о том, как "она меня спасла" - каждый говорил: "И мне такую сделай, пожалуйста!"
Так что - дарю сразу и всем (христиане могут заменить Бабу на Иисуса, автор не обидится, я знаю :)) :

Tags: Открывая Индию..., Путтапарти_ашрам и Саи Баба, Самоанализ и путь к себе
Subscribe

Posts from This Journal “Открывая Индию...” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment